сегодня

Астропрогноз

Интервью
Array

Общество

Разгадать тайну зарождения Вселенной – такую задачу могут решить новосибирские физики

04.03.2016 19:08
Произойти это может благодаря активному участию специалистов Института ядерной физики из Академгородка в международном эксперименте на электронном суперколлайдере в Японии. Какие тайны, возможно, удастся приоткрыть благодаря новосибирцам и что связывает новосибирский Академгородок с далекой Японией, выяснил наш корреспондент.

Около полумиллиарда долларов – такова стоимость этого коллайдера, расположенного в японском городе Цукубе. К сожалению, увидеть его новосибирцы могут лишь на официальном сайте проекта. Хотя вклад новосибирских ученых в его строительство очень велик. Они разработали и собрали один из ключевых элементов детектора, фиксирующего появление элементарных частиц - 40-тонный прибор для детектирования частиц и измерения их энергии, изготовили электронику и программное обеспечение для детектора, более 700 вакуумных камер и 220 корректирующих магнитов, применяемых в ускорительном кольце коллайдера. Кстати, по словам ученых, если вдруг пучок энергии, который летает в трехкилометровом устройстве вырвется наружу, то он прожжет и стену, и металлическую защиту. По мощности его можно сравнить с ручной гранатой. Такая сила сокрыта в этом маленьком пучке света .

«Нам всегда была интересна эта уникальная удивительная машина, которая создавалась в Японии. И наши сотрудники, наши ученые в области физики ускорителей много своих конструктивных идей вложили в эту машину и мы работали там вместе с японцами над получением параметров, над пониманием той физики, что же сделать нужно, чтобы пучки стали интенсивнее, чтобы при столкновениях они не разрушались и чтобы поднять производительность машины», - говорит Павел Логачев, директор ИЯФ СО РАН.

Сотрудничество между Новосибирском и японским Цукубе длится уже несколько десятилетий. Сам этот город возник спустя несколько лет после появления нашего Академгородка – японцы специально приезжали в наш город, чтобы перенять у нас опыт строительства научного центра. Получилось в чем-то даже лучше, чем у нас, говорят сибирские ученые, побывавшие в японском Академгородке.

«Город был построен, наверно, лет через пять или десять после Академгородка и те японцы, которые там живут, возраста начала этого городка, что это было сделано по идее, следуя идее Академгородка в Новосибирске. Но на мой взгляд, он сделан более рационально. И сейчас это видно. И многих проблем, которые у нас есть, там этого нет», - рассказал Борис Шварц, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник ИЯФ СО РАН.

Новый японский коллайдер,в частности, позволит изучить антивещество и понять, как зародилась Вселенная. Сегодня он считается самым большим среди всех ускорителей в мире, в десятки раз превосходя светимость знаменитого Большого адронного коллайдера, расположенного в Церне. Хотя конкурентами они не являются, перед ними стоят разные задачи.

«Среди коллайдеров есть два направления. Первый – это продвижение вверх по энергии. Второй способ –это в  уже пройденном диапазоне энергии, который ниже, чем тот, который на сегодня может зацепить Большой андронный коллайдер. Большрй андронный коллайдер – это предел по энергии», - отметил Павел Логачев, директор ИЯФ СО РАН.

По словам ученых, возможно, вскоре подобный коллайдер появится и в Новосибирске. Дело в том, что эксперименты на японском коллайдере в дальнейшем потребуют продолжения. Поможет спроектированная и строящаяся в новосибирском Институте ядерной физики супер чарм- тау фабрика. Ее стоимость в сегодняшних ценах составляет около 27 миллиардов рублей. Как только государство выделит деньги, то эту установку построят лет за пять, в течение еще двух лет выведут на проектную мощность. Сегодня ученые не могут сказать, какую практическую пользу принесут их исследования. Однако опыт с полупроводниками, с радиоволнами и многими другими научными открытиями показывает, что казавшиеся поначалу бессмысленными научные открытия входят в нашу жизнь, используются практически каждым человеком и приносят огромные прибыли компаниям, связанных с этими технологиями.

Смотреть видео

События

В Бердске семья осталась без жилья из-за пожара

Семья в городе Бердске осталась без жилья из-за сильного пожара,...[подробнее]

Пришла зима, падают пешеходы

Жители города пожаловались на неудобный пешеходный тротуар возле...[подробнее]

Проверка покажет

Скандальная история о нехватке инсулина для новосибирцев, больных...[подробнее]

Земля -- депутату, проблемы -- народу

Отстаивать свои права жителям сельской местности порой гораздо...[подробнее]

Полис временно недоступен

Что-то непонятное и подозрительное происходит в Новосибирске в...[подробнее]

236 напоминаний

Статистика, о которой нельзя молчать, но страшно говорить....[подробнее]

События

Готов ли город к зиме и морозам?

Разговор о прохождении отопительного сезона во временно...[подробнее]

Берем ношу по себе

Большинство пассажиров авиакомпании «Победа» предпочитают...[подробнее]

События

Спортивный резерв Сибири, где ты?

Ход подготовки сибирских спортсменов к XXIII зимним Олимпийским и...[подробнее]